
В Минске заработал первый в Республике Беларусь снегосплавной пункт. Уникальность объекта в том, что для утилизации снега используются термические ресурсы городской канализации.
Новый объект находится по ул.Машиностроителей в Минском микрорайоне Чижовка, введен в эксплуатацию 1 декабря 2016г. На данный момент уже переработан снег в объеме 10 машин. С приходом снегопадов станция заработает в полную мощность.
Очистка магистралей и дорог г.Минска от снега и его последующая утилизация являются важнейшими проблемами любого города в осенне-зимний и весенний период. Особенно актуальной эта проблема является для г.Минска, общая площадь которого составляет более 300км2, а протяженность автомобильных дорог - более 2000км. Ежегодно с ноября по март на территории г.Минска в среднем выпадает 225мм осадков.
До текущего момента снег с городских улиц свозился на специализированные полигоны, находящиеся за пределами кольцевой автодороги, где происходило его таяние естественным путем и, как результат, попадание в водоемы вместе с талыми водами загрязняющих веществ, накапливающихся в снеге.
Ввод в эксплуатацию снегосплавного пункта позволяет:
- создать требуемые условия для интенсивного и безопасного транспортного потока;
- обеспечить более оперативную уборку снега с проезжей части;
- уменьшить удельное содержание загрязняющих веществ в снеге;
- значительно сократить объем складирования снежной массы на газонах и других свободных неорганизованных территориях, с которых весной талые стоки естественным путем стекали в овраги и ручьи города, а с талыми водами в водоемы попадали загрязняющие вещества, накапливающиеся в снеге.
На настоящий момент договоренности по вывозу снега с улиц и доставке его на снегосплавной пункт достигнуты с УП «Ремавтодор Ленинского района города Минска», УП «Ремавтодор Заводского района города Минска», УП «Ремавтодор Партизанского района города Минска» и ремонтным производственным коммунальным унитарным предприятием «Гордорматериалы».
Объект является сезонным и в летнее время подлежит консервации.
Принципы работы объекта
Проектная производительность снегосплавного пункта составляет 5000м3/сут по снегу или 333 МАЗа с объемом кузова 15 кубических метров (а это 14 машин в час - свыше 100 тонн снега).
Снег с проезжей части городских дорог завозится автомашинами и выгружается в снегоплавильную камеру. Для измельчения снега (что позволяет ускорить процесс его растапливания) предусмотрен механизированный приемный бункер с дробилками. Потоком сточной воды через впрыски распределительной трубы в отделении загрузки осуществляется перемешивание снежной массы с водой и создание направления потоку снежной массы и сточной воды в песколовки. Там происходит окончательное плавление снежной массы, отстаивание оседающих веществ и мусора.
В конце песколовки для улавливания плавающего мусора, поступающего вместе со снегом, установлены решетчатые корзины. По мере накопления мусора корзины поднимаются для выгрузки в накопительный контейнер.
В результате контакта сточной воды с измельченной снежной массой происходит ее таяние, после чего смесь талой и сточной воды самотеком отводится по трубопроводу в существующий канализационный коллектор, а оттуда – на Минскую очистную станцию (при работе с максимальной проектной мощностью объем поступающих на МОС сточных вод увеличится не более, чем на 1%).
На площадке для складирования осадка, выгрузка будет производится за 6-7 приемов, после чего обезвоженный на площадке осадок будет выводится на полигон твердых коммунальных отходов.
Крупные посторонние предметы, привозимые со снегом, убираются автопогрузчиком за пределы камеры в контейнер, по мере заполнения которого отходы вывозятся на полигон твердых бытовых отходов.
Строительство подобного объекта является первым и пока единственным примером на территории Республики Беларусь использования канализационных вод для плавления снега. Если пилотный проект себя хорошо зарекомендует, будут рассмотрена возможность строительства дополнительных снегоплавных пунктов в других районах столицы.